Выбор факторингового продукта
Несмотря на развивающуюся тенденцию формирования индивидуального предложения услуг факторинга, самыми востребованными на российском рынке факторинга по-прежнему остаются классические стандартные продукты. К стандартным классическим продуктам относят два основных вида: факторинг с регрессом и факторинг без регресса. Остальные виды, как считают специалисты, являются производными от этих двух продуктов.
Набор услуг в продуктовой линейке факторинга направлен на решение определенных задач бизнеса, таких как передача внешней организации на аутсорсинг несвойственных компании функций: минимизация рисков операций, при которых используется отсрочка платежа, полная защита (страхование) рисков неоплаты со стороны покупателей, а также рисков совершения мошенничества при торговых операциях, пополнение оборотного капитала, ликвидация кассовых разрывов.
К числу наиболее востребованных факторинговых продуктов можно отнести следующие: факторинг с регрессом, факторинг без регресса, факторинг-гарант (выдача поручительств клиентам за дебиторов), управление дебиторской задолженностью, экспертиза дебиторов (цель — минимизация рисков при использовании товарного кредита в расчетах), конфиденциальный факторинг, международный факторинг.
Предпочтение классике отдают многие игроки. Выбор продукта зависит от задач компании и потребностей бизнеса на данном этапе развития. Можно выделить несколько этапов потребности клиента в факторинге.
На этапе становления бизнеса, когда клиент только выходит на рынок и начинает поставки в адрес своих покупателей, наибольший интерес для него представляет факторинг без регресса, с получением финансирования сразу после поставки товара.
Проблема в том, что фактор не всегда готов финансировать первые поставки в отношении новых дебиторов даже на условиях регресса, не говоря уже о безрегрессном факторинге. Если факторинговой компании неизвестны дебиторы, в адрес которых поставщик собирается производить отгрузку товара, клиент может рассчитывать только на предложение регрессного факторинга, и то — в лучшем случае. После накопления определенной начальной истории поставщику может быть предложен и безрегрессный факторинг.
Следующий этап — интенсивного развития бизнеса, когда поставщика прежде всего интересует объем получаемых по факторингу денежных средств и возможное уменьшение стоимости этих средств. Здесь большинство поставщиков выбирают факторинг с регрессом по причине того, что он значительно дешевле факторинга без регресса и объем предоставляемых при регрессном факторинге денежных средств больше, чем при безрегрессном факторинге.
Этап сдержанного развития бизнеса означает, что поставщик достиг определенного уровня, занимает значительную долю рынка, благодаря объемам и уровню развития бизнеса имеет доступ к дешевым ресурсам.
На этом этапе развития финансирование по факторингу менее интересно для поставщика в качестве основного источника оборотных средств вследствие своей дороговизны. Поставщик с большим интересом рассматривает безрегрессный факторинг без авансового финансирования, стремясь застраховать свои риски в отношении своих покупателей.
На двух последних этапах, в случае наличия у компании внешнеэкономической деятельности, для поставщика интерес начинает представлять также международный факторинг.