Стратегии выживания факторинговых структур банка
Сейчас у банков, предлагающих клиентам факторинговые услуги, отчетливо вырисовываются две конкурентные стратегии. Первая — использование факторинга как дополнительной услуги для наиболее полного удовлетворения потребностей клиента независимо от его размера. Сейчас клиент не приходит в банк за одной услугой, он приходит за комплексом услуг. Поэтому в обозримой перспективе любой банк, не оказывающий клиентам услуги факторинга, не будет полностью универсальным в современном понимании. Потому что та же оплата поставок может идти в трех формах: аванс, оплата по факту и отсрочка платежа. Аванс финансируется за счет овердрафта, а вот когда поставка уже произошла, выгоднее использовать факторинг. Поэтому мы разработали схему, в которой сочетаем две эти услуги — финансируем поставки начиная с аванса, а когда поставка уже происходит, работает факторинг. Сочетанием двух услуг получаем новую, очень интересную и перспективную схему обслуживания клиентов.
Альтернативной стратегией повышения конкурентоспособности является создание специализированных факторинговых компаний. По этому пути пошли многие банки — они выделили факторинговые компании в отдельные структуры.
Почему? Во-первых, такова общепринятая мировая практика. С учетом того, что все большее значение играют международные связи, становится все сложнее объяснять иностранным партнерам, почему универсальный банк занимается факторингом. В мире это не только не принято, но в некоторых странах просто запрещено за исключением тех случаев, когда это специализированные факторинговые банки. Да и в России, по определению, факторинг не может быть частью традиционного коммерческого банкинга. Факторинг предлагает не только оригинальную схему финансирования (при которой у предприятия не возникает кредиторской задолженности), но и включает в себя защиту от кредитных рисков, информационные услуги, консультирование и прочее. Таким образом, он достаточно далеко выходит за рамки коммерческо-банковской деятельности.
Вторая причина, по которой банки выделяют факторинговые структуры в отдельные компании, — реальная конкуренция факторинга с кредитованием. Факторинговое финансирование чем-то лучше, чем-то хуже банковского кредитования, но де-факто это конкурирующий продукт. Поэтому конфликт интересов тоже имеет место. Одним и тем же людям качественно заниматься и факторингом, и кредитованием и принимать адекватные решения невозможно.
И наконец, когда факторинговая структура является подразделением банка, у руководства этого банка постоянно возникает очень большой соблазн взять часть активов из факторинга и направить на какой-либо другой вид деятельности, более простой и сулящий более быструю отдачу.
Финансирование при полноценном факторинге не ограничено по сумме, так как должно обеспечивать рост объема продаж клиента, и оно должно быть увеличено, как только у компании появляется новый платежеспособный покупатель. Обеспечить это, причем по предсказуемой цене, можно только если полностью управляешь своими активами. Когда структура является всего лишь частью банка, это тяжело гарантировать.
Выделение факторинговых структур из банков в отдельные компании вполне соответствует сложившейся мировой практике. Мало того, сейчас в мире банки как владельцы факторингового бизнеса вообще отходят на второй план. Так, крупнейший в мире владелец факторингового бизнеса — General Electric Capital, дочерняя структура знаменитой электротехнической корпорации. На ее долю приходится около 30% всего мирового факторинга.
Однако многие специалисты считают, что Россия до таких тенденций еще просто не доросла. Исторически все факторинговые организации выросли из банков. В России на сегодняшний день еще не сформировались экономические, организационные и иные предпосылки для того, чтобы выделять факторинг в отдельные компании. В стране еще слишком мало организаций, которые хотят и уже умеют работать исключительно с одной этой услугой. Когда же банки будут предоставлять факторинговые услуги большому числу клиентов, осуществлять эту деятельность только в рамках банка станет сложно. Но все западные факторинговые компании прошли через это. Они выросли и выделили факторинг в отдельный бизнес.