• Рынок автолизинга в России

    Декабрь 03, 2017 Нет комментариев

    Предложения на рынке лизинга по сделкам с автомобилями показывают бурный рост этого сегмента. Ускоренное принятие решения о сделке, сокращенный пакет документов и наконец предложение лизинга без авансового платежа – все это возвращается на рынок. Более того, в автолизинг устремились те, кто ранее не особо жаловал розницу.

    Формально на посткризисном рынке лизинга самый быстрорастущий сегмент – железнодорожная техника. Лизинг автотранспорта (легкового и грузового) идет за ним. Однако лизинг железнодорожной техники всегда был рынком для ограниченного числа компаний, лизинг авто – напротив, максимально распространенный вид по количеству как лизинговых компаний, так и лизингополучателей. Поэтому традиционно именно он является локомотивом рынка, а его легковой автотранспорт – один из самых ликвидных и понятных предметов лизинга со сформированным вторичным рынком и механизмами ценообразования. Это дает лизинговым компаниям возможность брать на себя большие риски по клиенту, компенсируя их высокой ликвидностью имущества, передаваемого в лизинг и, соответственно, выступающего обеспечением по сделке. Что более важно, в кризисное время автотранспорт был, наверное, единственным объектом, с реализацией которого у лизингодателей в случае изъятия не было проблем.

    Более того, по заверениям участников рынка, не стало большой проблемой и то, что лизинг легкового автотранспорта лишился льгот, обеспечивающих преимущество перед кредитом. К легковым машинам, взятым в лизинг, стало нельзя применять коэффициенты ускоренной амортизации (использование ускоренной амортизации позволяет компаниям после выкупа предмета лизинга получить его на свой баланс полностью амортизированным).

    Главная финансовая выгода лизинга – отнесение лизинговых платежей на расходы и экономия на налоге на прибыль, а она сохраняется. Кроме того, лизингодатель в состоянии заключать сделки на три года, а за этот срок автомобиль полностью амортизируется и без коэффициента ускорения.

    У лизинга по-прежнему остаются такие преимущества, как более простая и удобная процедура заключения и обслуживания договора и то, что лизингодатель готов взять на себя дополнительные проблемы по организации сделки. Лизинговая компания берет на себя такие обязательные, сопутствующие приобретению транспорта атрибуты, как страхование и регистрация в ГИБДД (при страховании лизинговая компания зачастую имеет скидку). И лизингодатель, в отличие от банка, не требует от клиента ежемесячной финансовой отчетности, поддержания оборотов в кредитном учреждении, дополнительного обеспечения.

    По истечении четверти века развития рынка лизинга можно наконец сказать, что в России сформировалось определенное отношение к нему: и за оборудованием, и за новыми авто идут сразу в лизинговую компанию. В итоге спрос на лизинг автотранспорта остается высоким, и когда дилеры отмечают рост продаж автомобилей, аналогичный в процентном выражении прирост договоров происходит и у лизинговых компаний.

    Диалектика терминов

    В большинстве случаев, заключая договор, лизингодатели опираются на созданные ими же процедуры упрощенной оценки рисков, экономя на затратах на сопровождение сделки. Если проект соответствует стандартным условиям и финансовое состояние лизингополучателя удовлетворяет определенным требованиям, сделка реализуется в рамках упрощенной процедуры. В среднем в универсальных лизинговых компаниях, не специализирующихся на автотранспорте, процент таких сделок составляет 50-60% договоров по легковому автотранспорту и порядка 20% – по грузовому. Грузовики, в отличие от легковушек, подвергаются более беспощадной эксплуатации. Их пробег значительнее, а география маршрутов передвижения чаще всего не ограничивается одним городом или областью.

    На практике за терминами «упрощенная оценка» или «скоринг-программа» скрывается то, что для принятия решения лизинговой компании не требуется объемный пакет документов – справки из банков, расшифровки статей баланса, бизнес-планы, пул заключенных договоров и т.д. В случае с легковым транспортом лизингодателю в большинстве случаев достаточно учредительных и основных финансовых документов, а также выполнения ряда второстепенных условий. При этом скоринг-программы – не просто определение ключевых параметров, в случае соответствия которым лизинговая компания автоматически дает согласие.

    Это прежде всего классификация клиента: кому-то по результатам упрощенной оценки выставляется пять баллов, кому-то – десять, и в соответствии с этими баллами предлагаются разное удорожание предмета лизинга, разные платежи, ведь риск дефолта у этих групп разный. Однако это – в теории, а на практике, когда рынок активно рос, лизингодатели выводили программы без авансовых платежей и использовали максимально упрощенный анализ, принимая решение буквально в течение часа.

    Побуждение к риску

    И дело не только в чрезмерном оптимизме игроков рынка. Автолизинг, с высокой ликвидностью предмета лизинга и преимущественно небольшими сделками, отличается тем, что здесь успех лизинговой компании зависит от того, может ли она поставить заключение сделок на поток. Потому что главное конкурентное преимущество – договоры с автодилерами. Именно благодаря сотрудничеству с импортерами и дилерами на рынке появились такие продукты, как Лизинг 0%.

    12345 (No Ratings Yet)
    Загрузка...

    Комментарии

    *