Форфейтинг и внешнеэкономическая деятельность России
В конце 80-х годов, когда в России была разрушена централизованная экономическая система и страна начала интегрироваться в международные рынки, появился лавинообразный спрос на все многообразие существующих в мире товаров и услуг. Россия стала остро нуждаться в средствах для поддержания и развития своих экспортоориентированных отраслей. Необходимость вживаться в конкурентную среду международных рынков заставляла российские предприятия идти на поводу у своих иностранных контрагентов, вступать во внешнеторговые сделки на невыгодных для себя условиях: предоставлять отсрочку платежа по экспортным поставкам, импортировать на условиях предоплаты. Естественно, это увеличивало риски, принимаемые на себя российскими компаниями. Подобные риски были связаны как с характеристиками страны иностранного контрагента (политический, экономический, валютный), так и с характеристиками самого контрагента (его желание и способность произвести оплату товара, угроза банкротства и т.п.).
Сегодня очевидно, что существует необходимость в стимулировании российского экспорта, а также в создании условий, позволяющих эффективно, с наименьшим риском импортировать в страну востребованные российским потребителем товары, в особенности те, аналогов которым не производят отечественные предприятия. Объем импорта зависит, с одной стороны, от внутреннего спроса на импортные товары, с другой — от наличия необходимого финансового потенциала страны-импортера. Именно экспорт и позволяет получать эти средства. Таким образом, надо решить задачу финансирования экспортных операций.

Businessman working in the office
Сегодня большинство российских экспортеров, за исключением небольшой группы компаний, хорошо известных на иностранных рынках, сталкиваются с проблемой предэкспортного финансирования. У многих предприятий не хватает собственных средств для производства товаров, востребованных на западном рынке. Тем не менее, недостаточный уровень доверия к России и ее предприятиям со стороны Запада приводит к тому, что иностранные потребители российского экспорта предпочитают предпоставку товара и только после этого оплачивают его.
В мировой практике существует много различных финансовых инструментов, призванных эффективно структурировать внешнюю торговлю. Рассмотрим технологию форфейтинга, а также его влияние на внешнеэкономическую деятельность страны.
Среди главных свойств форфейтинговой операции следует обозначить следующие:
1) полное отсутствие у покупателя долга (форфейтера) права требования к экспортеру при невозможности удовлетворения у должника;
2) продажа долга экспортером происходит с дисконтом, величина которого зависит от реальной рыночной стоимости финансовых ресурсов, которые предоставляются экспортеру, а кроме того от объема риска, который принимает на себя форфейтер в связи с покупкой права требования к импортеру (его банку); платежи при этом производятся по обозначенной в начале срока ставке чаще всего раз в полгода, хотя некоторые форфейтеры могут взимать проценты раз в квартал, раз в год или в соответствии с определенным графиком платежей;
3) срок форфейтинговой сделки — от 180 дней до 10 лет, на Западе самыми популярными являются сделки длительностью от 3 до 5 лет;
4) задолженность, подлежащая продаже в ходе форфейтинговой сделки, обычно возникает в результате реализации товаров или услуг или крупных проектов;
5) как правило, форфейтинговые компании (дома) не участвуют в операциях, стоимость которых ниже 100 тыс. долл.
Приобретая право требования платежа к импортеру, форфейтер может либо ожидать даты погашения долга, рассматривая вложенные средства как инвестиции, либо продать его другому форфейтеру снова без права обращения требования/регресса.
Форфейтер, принимая решение об участии в какой-либо сделке, должен получить всю необходимую информацию об этой сделке.
Форфейтер обычно требует предоставления следующих документов:
- копию контракта на поставку товара:
- копию подписанного счета-фактуры;
- копии транспортных документов;
- банковскую гарантию приемлемого банка;
- письмо экспортера о переуступке права требования и уведомление гаранту о данной переуступке.
Наиболее предпочтительными для форфейтера долговыми инструментами являются простые или переводные векселя, которые выписываются отдельно на каждый транш предоставляемого экспортером импортеру кредита. Однако иногда импортер предпочитает обеспечивать предоставляемый ему экспортером кредит путем выпуска аккредитива в пользу экспортера. В этом случае аккредитивом может быть предусмотрено оформление векселей, которые затем передаются форфейтеру, либо при отсутствии векселей осуществляется переуступка права требования по самому аккредитиву. При этом аккредитив должен быть подчинен Унифицированньм правилам и обычаям для документарных аккредитивов.