Этика делового успеха и управления
Для предпринимателей и менеджеров редакция начинает серию статей по этике делового успеха. Опыт развития предпринимательства в мире и в России показал, что успех дела зависит не только от размеров и скорости оборота капиталов, но и от отношений внутри капитала и между капиталами, т. е. от характера отношений между людьми, имеющими капитал. Многие частные и коллективные капиталы не состоялись именно из-за незнания или несоблюдения этических норм поведения владельцами капитала.
В общем виде этика (от греческих слов «обычай», «нрав», «характер») означает и отражает мораль и нравственность в обществе. Слово и понятие впервые введены в оборот Аристотелем. Имеется также близкое по смыслу и значению слово «этикет», которое имеет французские корни и означает установленный порядок поведения в определенных кругах (придворный, светский, дипломатический, предпринимательский, управленческий и т. д. этикет).
Этика делового успеха и менеджмента — это совокупность моральных и нравственных правил предпринимательской и управленческой деятельности.
В производстве участвуют четыре фактора: труд, капитал, земля и предпринимательство. Каждый фактор получает свой доход: труд — заработную плату; земля — ренту; капитал — возмещение затрат и часть прибыли; предпринимательство — часть прибыли. Управление (менеджмент) возникает из развития кооперации и является одной из услуг, видов наемного труда. Предприниматель и менеджер, как правило, одно и то же лицо.
Капитал — это всегда взаимодействие некоторого числа участников кооперации, цель которого получить дополнительный эффект (эффект кооперации) и дополнительную прибыль. Поэтому предприниматель должен опираться на ряд условий и принципов предпринимательской деятельности, без соблюдения которых его деятельность не может быть успешной. Назовем их:
— приоритет интереса всех участников кооперации над личными интересами отдельных его членов, в том числе и личного интереса самого предпринимателя. Наемный работник в своей деятельности может руководствоваться лишь личным интересом, предприниматель и менеджер — нет;
— предприниматель должен точно знать объект своей деятельности и управления, быть крайне тактичным и корректным. Он управляет не личностью, а функцией работника, он не вмешивается в личную жизнь человека. В производстве менеджер управляет рабочим временем работника, его способностью к труду, его рабочей силой, квалификацией;
— предприниматель сочетает персональную ответственность и единоначалие с самостоятельностью и инициативой отдельных работников;
— предприниматель сочетает экономические и административные методы руководства при значительном преимуществе первых;
— рыночным методом управления является сочетание индивидуальности (индивидуализма) и либерализма. Индивидуализм — ведущий принцип деятельности отдельного работника и предпринимателя, он направляет любую деятельность, приносящую доход, является двигателем экономического поведения людей. Ф. А.Хайек считает, что из индивидуализма выросла западная цивилизация. Либерализм — это терпимость к инакомыслию, признание необходимости и эффективности плюрализма мнений и индивидуальных особенностей работников. Либерализмом может обладать только высокоорганизованный ум. Либерализм сыграл большую роль в развитии рыночной экономики и капитализма свободной конкуренции. Этика делового успеха тесно связана с физиопсихологическими особенностями человека. По Аристотелю, моральными считаются действия, направленные на выгоду другим людям, действия, направленные на достижение личной выгоды, считаются предосудительными.
С принципами предпринимательства тесно связан стиль управления, как совокупность правил обращения с подчиненными. Различают три разных стиля управления:
- авторитарный, когда предприниматель и руководитель единолично выбирают направления деятельности коллектива, пресекая всякую инициативу;
- демократический стиль, когда руководитель советуется с подчиненными, обсуждает с ними предстоящую деятельность;
- попустительский стиль, когда руководитель минимально вмешивается в организационную деятельность, выполняет как бы роль посредника в контактах между участниками. Этот стиль предполагает, что исполнители снабжены всей необходимой информацией для работы.
Выбор стиля определяется деловыми качествами руководителя и подчиненных, особенностями производственных ситуаций.
Руководитель учитывает психологическую совместимость, коммуникабельность, контактность, взаимодополняемость характеров, сходство социальных установок, умение управлять эмоциями (оставлять эмоции дома).