Минимизация риска франчайзера
Прежде всего, говоря о степени риска, следует помнить, что большое значение имеет опыт компании-франчайзера, накопленный в процессе построения собственной розницы.
При построении франчайзинговой сети необходимо изначально большое внимание уделять качественному отбору партнеров. Хороший индикатор в данном случае — оценка уже существующего бизнеса потенциального франчайзи. Стоит заключать соглашения только с теми компаниями, которые отвечают требованиям, а также могут выполнить необходимые для начала сотрудничества условия — имеют стартовый капитал; подходящее собственное или арендуемое торговое помещение; могут внести необходимый паушальный взнос за использование бренда.
Все условия совместной работы с выбранным партнером должны быть полностью прописаны в договоре коммерческой концессии и прочих регламентирующих документах.
Очень важно выстроить и применять грамотную и квалифицированную систему контроля за соблюдением единых стандартов. И здесь определяющее значение имеет правильная организация работы соответствующего подразделения вашей компании. Помните, что ускоренные темпы развития без объективной оценки имеющихся ресурсов неизбежно отразятся на качестве.
Зачастую важен личный контакт ведущего проект менеджера с руководством компании-франчайзи. В регионах все еще достаточно часто в качестве партнера воспринимают конкретных людей, а не компании. И в этом случае телефонный разговор, начинающийся со слов «Что ж ты нас так подводишь!», оказывается эффективнее официального письма.
Отдельная тема — обучение персонала. Безусловно, этому вопросу необходимо уделять значительное внимание. Однако, учитывая высокий уровень текучести кадров на рынке, приходится признать, что даже регулярное проведение тренингов не всегда спасает ситуацию. Некоторым компаниям помогает создание сайта дистанционного обучения с возможностью проведения online — аттеетаций различных категорий персонала.
Даже самый лояльный на начальном этапе работы франчайзи в дальнейшем, как правило, выходит на стадию «сам все знаю и умею». И это приводит, в том числе, к тому, что меньше внимания уделяется соблюдению стандартов. Одна из ошибок — упустить этот момент. Не стоит расслабляться — компания-франчайзер обязана выстраивать отношения с партнером так, чтобы тот постоянно чувствовал «руку на пульсе». Однако стоит помнить, что регулирование отношений одними только санкциями — тоже ошибка. Здесь важно соблюдать гармонию, золотую середину между «кнутом» и «пряником».
Компания-франчайзер должна расти и развиваться, демонстрируя своим примером, каких результатов можно достичь, и передавая партнерам накопленный опыт. Франчайзеру необходимо следить за меняющимися тенденциями, подстраиваться под них, уметь быстро реагировать на смену направлений развития — словом, развиваться, опережая рынок. И в данном случае стандарты для франчайзи также должны меняться оперативно, а партнер должен ощущать правильность выбранного курса — прежде всего благодаря росту собственной прибыли.