Лизинг в дорожном хозяйстве
Экономические преобразования в России, осложненные многолетним кризисом, породили ситуацию, находясь в которой предприятиям дорожного хозяйства ежедневно приходится сталкиваться с множеством проблем. В их число входят общая нехватка финансовых ресурсов, неплатежи бюджетов всех уровней, ненадежность кооперационных связей, старение основных фондов и т.д.
Несмотря на это, уже не первый год в отрасли проводится глубокая структурная перестройка, направленная на всестороннюю оптимизацию работы органов управления и подрядных организаций, главной и безусловной целью которой является решение дорожных проблем России.
Решение глобальных задач, которые осуществляет дорожное хозяйство в условиях недофинансирования, невысокого уровня собираемости налогов и повсеместного распространения практики взаимозачетов, невозможно без новых механизмов инвестирования, важнейшим из которых является лизинг. Эффективность лизинга обусловлена практически идеальной его приспособленностью к условиям дефицита свободных финансовых ресурсов, связанной формой инвестирования, замедляющей инфляционные процессы.
Сегодня в развитых странах мира в среднем 25 — 30% инвестиций приходится на лизинговые операции, около 80% новых видов продукции производится на оборудовании, взятом в аренду. Наиболее активны в привлечении денежных средств через лизинг Великобритания, США, Германия, а среди стран Восточной Европы — Чехия.
По оценкам специалистов, доля лизинга в новых инвестициях в России составляет проценты. При этом наиболее привлекательным является машиностроительное и технологическое оборудование.
Использование лизинговых схем позволяет приобретать оборудование без крупных единовременных затрат, без привлечения кредитов с высокими процентными ставками, на срок, ограниченный реальной потребностью конкретного предприятия в этом оборудовании. При этом средства, направляемые на развитие лизинга, являются по сути своей возвратным финансированием, которое не «проедается» сразу же после выделения. Они оживляют производство дорожной техники, увеличивают оснащенность и производительность дорожных предприятий и после нескольких лет использования вновь поступают в хозяйственный оборот.
Для дорожного хозяйства на современном этапе наиболее важна возможность быстрого технического перевооружения, обеспечивающего активное внедрение новых технологий. Лизинг позволяет привлекать внебюджетные источники финансирования на льготной и долгосрочной основе, так как представляет для банков и инвестиционных компаний интерес в качестве надежного и предсказуемого рыночного механизма, дающего гарантии возврата вложенных средств.
Использование лизинга в дорожном хозяйстве позволяет отказаться от нормативного способа технического оснащения дорожных организаций. При этом повышается эффективность использования техники за счет ее переориентации на наиболее важные объекты федерального значения.
Одной из основных предпосылок и условий развития лизинга — эффективного механизма реализации инвестиционных программ предприятий — в дорожном комплексе является наличие заинтересованности у российских производителей в увеличении объемов продаж.
Целесообразность использования лизинга в дорожном хозяйстве, экономике страны в целом сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Лизинг позволяет уменьшить первоначальные вложения капитала, а потому в условиях ограниченности средств — увеличить объем дорожных работ.
К сожалению, лизинг далеко не всеми воспринимается как эффективный инвестиционный инструмент, который позволит решить задачи, стоящие сегодня перед дорожниками. Некоторые чиновники, не разобравшись в сущности вопроса, не учитывая международный опыт, который насчитывает десятки лет и исчерпывающе доказывает все преимущества этого финансового инструмента, берут на себя смелость сомневаться в целесообразности внедрения его в России. Несомненно, гораздо проще раскритиковать любое новшество, чем подумать, как его применить. Оно и понятно, ведь тогда нужно вносить поправки в федеральные законы, приводить в соответствие с ними нормативные акты, создавать новые структуры.
Практики же лизинговой деятельности, обладающие знаниями и опытом, считают иначе.