• Лизинг на железнодорожном транспорте

    Декабрь 11, 2017 Нет комментариев

    Объемы железнодорожных перевозок по России и на экспорт неуклонно растут. Однако учитывая ситуацию с нехваткой подвижного состава и большую изношенность вагонного парка — ситуация становится напряженной.

    К тому же кажется, что реальных выходов из этого положения нет: для обновления парка подвижного состава и удовлетворения заявок грузоотправителей нет средств, частные же владельцы в большинстве случаев также не выполняют заявленные в бизнес-планах объемы покупки вагонов.

    Реальный выход пока один — для ввода в строй новых вагонов привлекать инвестиции извне.

    Впрочем, правила успешного ведения цивилизованного бизнеса, которые давно стали аксиомами в развитых странах, — в России пока приживаются с трудом. Видно, наш финансовый климат слишком суров. Однако уже появляются прецеденты, когда достаточно эффективные финансовые схемы у нас не только адаптируются, но и начинают успешно работать. Одно из таких направлений — лизинг.

    Лизинг (финансовая аренда) — форма аренды оборудования или транспортных средств; фактически разновидность финансирования капиталоемких проектов. Есть лизинг финансовый (аренда с выкупом) и операционный (лизингополучатель платит аренду, а оборудование остается в собственности у лизингодателя).

    Лизинг — наиболее популярная во всем мире схема финансирования в капиталоемких секторах экономики: в частности на транспорте — от железнодорожного до авиа. Потому что схема выгодна: для лизингодателя — это инструмент для быстрой реализации товаров и получения налоговых льгот; для лизингополучателя — возможность сэкономить оборотные средства и также налоговые преимущества. Для государства — это реальный путь активизации работы «неподъемных», с финансовой точки зрения, отраслей. Это аксиомы для финансиста.

    В России лизинг впервые появился еще в советское время и использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов; правда, крайне редко. Причины того, что на отечественной почве лизинг пока не прижился, с прошлого века мало изменились. У российских компаний не хватает собственных средств на приобретение активов, лизинг привязан к внутренним кредитным ресурсам, которые краткосрочны (а при коротком финансовом ресурсе не все виды оборудования подпадают под лизинговые схемы). И, наконец, ликвидность отечественного оборудования в большинстве случаев весьма сомнительна. Надо также принимать в расчет риски, связанные с ведением любого бизнеса в России (что особенно ощутимо для западных инвесторов). Это и угроза кризисов, и отсутствие устоявшейся кредитной истории у лизингополучателя. В случае с железнодорожным подвижным составом — это еще и возможные изменения тарифов, и слабая рентабельность проектов. Причем риски того, кто получает лизинг, — прямо отражаются на том, кто лизинг дает (и наоборот).

    К тому же немало сложностей в проведении лизинговых операций на территории России вызваны противоречиями в российском законодательстве. Юридическое сопровождение практически каждого проекта требует весьма кропотливой работы и эксклюзивных решений — с учетом интересов всех его участников.

    12345 (No Ratings Yet)
    Загрузка...

    Комментарии

    *