Франчайзинговые кредиты и лизинг
На рынке существуют проблемы с финансированием франчайзинговых проектов. Но бизнес развивается более динамично изначально, если у франчайзи есть посторонние источники финансирования. Требования большинства франчайзеров (которые обычно указываются в презентациях или обсуждении договора) совпадают с банковскими требованиями. Среди этих требований — положительный опыт предпринимательской деятельности, участие в проекте собственными средствами, грамотное оформление юридической документации.
Франчайзи, который положительно провел переговоры с франчайзером, имеет все шансы на получение банковского кредита. Следует отметить, что заявки от малого бизнеса отличаются от документов, предоставляемых корпоративным бизнесом. Например, уровень прозрачности малого бизнеса, к сожалению, пока не так высок, как корпоративного. Также важно, когда франчайзи взял кредит, — во время старта проекта или уже при непосредственной работе объекта, для ремонта или закупки дополнительного оборудования. Банки могут предоставить возможность отсрочки по основному долгу до полугода.
При этом некоторые расходы в России все еще лучше осуществлять наличными денежными средствами, поэтому решение о выдаче кредита формируется по данным о предпринимательской деятельности, но заемщик — владелец бизнеса остается физическим лицом.
Для погашения затрат на аренду и ремонтные работы больше подходят кредиты с ануитентной структурой погашения, которые гасятся «равными» долями в течение всего срока кредитования.
Тем не менее, банки всегда готовы обсуждать индивидуальные условия погашения. Очень часто франчайзер требует от франчайзи покупку специфического оборудования, в этом случае финансирование путем лизинга невозможно, так как в случае невыполнения своих обязательств заемщиком банку будет сложно реализовать эти вещи. Для обычного же оборудования лизинг — один из самых лучших вариантов.
Конечно, наиболее оптимальное решение — это лизинг, но юридическим лицам, применяющим упрошенную схему налогообложения, все-таки лучше использовать кредиты в таких случаях, как покупка оборудования и т. д. Для закупки продуктов идеально подходит кредитная линия, когда устанавливается максимальная сумма задолжности банку, в пределах этой линии деньги изымаются траншами определенной длины, которая измеряется «оборотом» товара. С помощью этой системы предприниматель может минимизировать свои затраты связанные с закупками. Кредит во многом зависит от специфики бизнеса: от оборота, взаимоотношений с поставщиками, способов оплаты и т. д. Поэтому франчайзи стоит обращать внимание на то, как менеджер интересуется спецификой бизнеса и насколько широка продуктовая линейка банка.
Потенциальным заемщикам очень важно знать, на что банк обращает внимание. Например, если франчайзи берет кредит на увеличение оборота, то есть на товар, то соотношение ежемесячной выручки к сумме кредита примерно равно 1: 2. Франчайзи стоит вести переговоры с банками именно о постепенном увеличении кредитования: по мере роста бизнеса получать все более крупные ресурсы будет проще. Грамотно построенное кредитование франчайзинговых проектов является выгодным для всех сторон.